Коммунальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство Центрального района г.Минска» - Информационное письмо о несчастных случаях, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
Минский городской исполнительный комитет
Рус Бел

Погрузочно-разгрузочные работы – совокупность операций по перемещению груза, изменения его положения в пространстве, не вызывающих при этом изменений физических свойств и качества груза.

От уровня организации погрузочно-разгрузочных работ зависит не только их производительность, но и безопасность.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ относится к числу работ с повышенной опасностью. Соответственно, к их выполнению должны допускаться лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Кроме того, при их проведении необходимо обеспечивать организацию производственных процессов с учетом требований законодательства.

Однако на практике, как со стороны должностных лиц организаций, так и самих работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются. Со стороны работодателей не всегда обеспечивается эффективный контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в правилах и инструкциях по охране труда, а также правильным использованием средств индивидуальной защиты. В том числе, не единичны случаи, когда выполнению таких работ привлекают работников, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Указанные нарушения требований безопасности приводят к случаям производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) около 7 процентов от общего числа потерпевших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями, зарегистрированных в 2016 году, получили травмы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Анализируя материалы завершенных специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2016 году при выполнении указанных работ, необходимо отметить, что неисполнение руководителями и специалистами, а также самими потерпевшими обязанностей по охране труда носит массовый характер. Также установленные обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями в организациях свидетельствуют об отсутствии должного внимания соблюдению технологии производства погрузочно-разгрузочных работ.

Так, 3 июля 2016 г. при выполнении работ по разгрузке лесоматериала из железнодорожного вагона при помощи гидроманипулятора, в результате обрушения бревна смертельно травмирован водитель автомобиля ООО «РадиалТрейдт» (Витебская область).

Причинами несчастного случая явились:

неудовлетворительная организация погрузочно-разгрузочных работ;

допуск потерпевшего к выполнению работ без инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;

отсутствие локального нормативного правового акта по охране труда, регламентирующего порядок выполнения работ по выгрузке лесоматериала из железнодорожных вагонов.

Лицом, допустившим нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, по результатам специального расследования определен заместитель директора ООО «РадиалТрейдт».

В результате воздействия падающей балки 23 июля 2016 г. был смертельно травмирован стропальщик филиала Минского завода технологических металлоконструкций ОАО «Промтехмонтаж» (г. Минск).

Проведенным специальным расследованием установлено, что причинами несчастного случая явились:

неудовлетворительное содержание рабочих мест в части загромождения проходов в цехе для рабочего, управляющего краном с пола;

отсутствие контроля за соблюдением технологических, производственных инструкций и инструкций по охране труда;

нарушение потерпевшим требований локальных нормативных правовых актов по охране.

Лицами, допустившими нарушения, повлекшие несчастный случай, явились главный инженер, мастер цеха организации и потерпевший.

В результате падения станка из кузова автомобиля при выполнении работ по его выгрузке 22 июля 2016 г. получил тяжелую производственную травму водитель автомобиля филиала «Гродненскоезверохозяйство» ТУП «БелкоопвнешторгБелкоопсоюза».

Причинами несчастного случая явились:

проведение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом без разработанного процесса производства работ;

нахождение работающего в зоне возможного обрушения груза;

допуск к управлению погрузчиком работника без соответствующей профессиональной подготовки, обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний по охране труда;

допуск потерпевшего к выполнению работ без инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Должностным лицом, допустившим нарушения требований законодательства о труде и об охране труда, определен главный инженер.

13 октября 2016 г. в результате падения тюка полимерной пленки при выполнении погрузочных работ с использованием бульдозера-погрузчика тяжелую производственную травму получил подсобный рабочий КУП «Микашевичское ЖКХ» (Брестская область). Потерпевший в момент травмирования находился в состоянии алкогольного опьянения. 

Причинами несчастного случая явились:

применение для погрузочно-разгрузочных работ бульдозера-погрузчика с навесным оборудование, не обеспечивающим устойчивость перемещаемого груза;

отсутствие технологической документации, определяющей требования безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом;

допуск к выполнению работ потерпевшего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, без проведения инструктажа по охране труда;

нарушение потерпевшим требований локальных нормативных правовых актов по охране труда.

Лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, по результатам специального расследования явились: главный инженер, старший мастер и потерпевший.

18 октября 2016 г. при выполнении работ по погрузке железобетонных плит в кузов автомобиля произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, с водителем автомобиля ООО «Строймонтажэнергосети» (г. Минск).

Причинами несчастного случая явились:

допуск потерпевшего к выполнению погрузочно-разгрузочных работ без обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;

ненадлежащее размещение груза в кузове.

Нарушения, повлекшие данный несчастный случай, были допущены мастером организации.

2 декабря 2016 г. при выполнении работ по загрузке автопогрузчиком пиломатериалов на прицеп автомобиля произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, с сортировщиком материалов и изделий из древесины ОДО «Белконсалт-А» (Гомельская область).

Причинами несчастного случая явились:

нахождение работника в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, перемещения грузов подъемно-транспортным оборудованием;

допуск водителя погрузчика к выполнению работ без соответствующей профессиональной подготовки;

допуск потерпевшего к работе без проверки знаний по вопросам охраны труда.

Лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, явились главный инженер и начальник производства.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работающих при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с использованием средств механизации, Департамент полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству РеспубликиБеларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

обеспечить безусловное соблюдение требований Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных
работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165, и иных нормативных правовых актов;

назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, - при производстве работ грузоподъемными машинами) для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда;

допускать к производству погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с использованием средств механизации, лиц соответствующей профессии и квалификации, прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

не допускать на места производства погрузочно-разгрузочных работ и к оборудованию лиц, не имеющих прямого отношения к этим работам;

производить складирование грузов по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и тому подобного, с которыми должны быть под роспись ознакомлены лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщик, стропальщик), работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы;

обеспечить производство работ по перемещению груза, на который не разработаны схемы строповки, в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

производить погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными машинами при отсутствии людей на местах производства указанных работ и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверке правильности строповки груза;

принимать меры по предотвращению самопроизвольного движения транспортного средства при постановке его под погрузку или разгрузку;

производить установку (укладку) и закрепление грузов на транспортных средствах так, чтобы во время транспортирования и разгрузки не происходило их смещение и падение;

не допускать нахождение людей на платформах, автомобилях, в полувагонах и другом подвижном составе при погрузке и разгрузке их грузоподъемными кранами;

разработать (привести в соответствие) инструкции по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы с учетом требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;

не допускать к работе (отстранять от работы) лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты.

 

Яндекс.Метрика